Наставничество в школе — это процесс, в рамках которого более опытный педагог (наставник) помогает менее опытному коллеге (наставляемому) в его профессиональном развитии и адаптации в образовательной среде.
Цели и задачи
Цель наставничества — помочь молодым педагогам успешно адаптироваться в профессиональной среде, развивать педагогические навыки и умения.
Задачи наставничества:
- поддержка адаптации наставляемого в образовательной среде;
- обучение и развитие профессиональных навыков и компетенций;
- передача ценностей, норм и традиций профессионального сообщества педагогов;
- создание условий для рефлексии и критического мышления наставляемого;
- содействие профессиональному и личностному росту наставляемого.
Некоторые методы наставничества в школе:
- Наблюдение. Наставник наблюдает за уроками и предоставляет конструктивную оценку методам преподавания.
- Совместное планирование. Наставник и наставляемый вместе разрабатывают планы уроков, что позволяет обмениваться идеями и находить лучшие решения.
- Создание специальных ситуаций. Развивающих, деятельностных, коммуникативных, проблемных, конфликтных, которые расширяют опыт наставляемого и активизируют его развитие.
Формы наставничества могут быть индивидуальными, групповыми, коллективными, взаимными (peer) или онлайн.
Роль педагога-наставника
Педагог-наставник выполняет несколько функций, например:
- Аналитическая. Оценивает уровень подготовки подопечного, выявляет сильные и слабые стороны в его работе.
- Личностная и социально-педагогическая адаптация. Помогает новому специалисту быстрее освоиться в коллективе, культивирует не только профессиональные навыки, но и социальные связи.
- Моральная поддержка. Общение с наставником способствует преодолению психологических барьеров.